Пять элементов, пять особых функций и пять отклонений человеческой личности

Панча-таттвы и Панча-викары

С самого рождения младенец действует под влиянием пяти основных элементов (таттв), составляющих человека. Эти пять элементов: земля, вода, огонь, воздух, пространство ( санскр. притхви, джала, агни, вайю, акаша). Все его естественные побуждения регулируются действием этих пяти элементов. Так, чувствуя голод, младенец плачет. Получив молоко или пищу и удовлетворившись, он успокаивается. Видя яркий свет или слыша звук, младенец устремляет внимание к этим объектам. При ощущении усталости его сознание возвращается в сон. Поначалу ум и личность (я) ребенка неразвиты, он неспособен размышлять и принимать решения, но действует в силу природной программы или естественных побуждений и чувств.

Предопределённого природой образа жизни у человека нет, помимо некоторых естественных побуждений: голода, жажды, сна и т.п. В момент рождения человеческий ум пуст, его способности неразвиты, находятся в потенциале. Сознание присутствует лишь в качестве семени, которое ощущает комфорт или дискомфорт, и дает естественные реакции на эти чувства.

В процессе получения образования и опыта в этом мире, ум ребенка начинает развиваться. Природное состояние трансформируется в культурное. Ребенок начинает идентифицировать внешние объекты и овладевать словами для их называния. Формируется память и ребенок постепенно осознаёт отношения с другими, начиная с родителей, удовлетворяющих его потребности. Далее он узнает и других людей, которые прямо или косвенно заботятся о его благополучии. Постепенно в ребёнке формируется личность.

Как мы отмечали  ранее, есть четыре типа личности: физической, умственной, эмоциональной и сознательной ориентации. Поэтому в одинаковых ситуациях разные дети воспринимают и реагируют по-разному в зависимости от своей ориентации. Подобно тому, как качество фрукта зависит и от семени, и от ухода, оказываемом в процессе его роста, также и ребенок нуждается в правильном образовании и воспитании для полного личностного развития.

Личность физического уровня ориентирована на саму себя, личность ментального уровня ориентирована на взаимоотношения внутри семьи, личность эмоционального уровня способна распознавать общественные взаимоотношения, а личность уровня сознания способна понимать взаимосвязь всех существ во вселенной.

Все эти типы личности одинаково важны и имеют равную человеческую ценность, хотя их склонности, интересы и способности отличаются с рождения.

Упрощенно можно сказать, что аппаратное обеспечение (природа) ребенка содержит в себе потенциал или семя, определяющее, каким программным обеспечением (культурой) оно сможет овладеть. Каждый ребенок в этом смысле уникален. Например, невозможно загрузить любое программное обеспечение на любое устройство. Есть минимальные требования к ОЗУ, памяти и процессору и т.д. Подобным образом, усвоение ребенком образования и жизненного опыта зависит от ориентации его сознания и тех возможностей, которые предоставляются ему в жизни.

После развития ума пять элементов также продолжают играть особую роль в каждом отдельном человеке, становясь уже его культурными функциями, которые известны как Панча-викары. (санскр. panch vishesh karya — пять особых функций; хотя иногда vikara неверно переводится как «дефект», «аномалия»).

Итак, рассмотрим эти функции одну за другой.

Пространство (акаша) = «Я есть» (мада)
Это чувство собственной ценности, значимости. Акаша-таттва обеспечивает чувство собственного бытия. На санскрите это чувство «Я есть» также называется mad. Это ощущение пространства нашего индивидуального существования. Благодаря элементу пространства мы ощущаем себя существующими, и с этого начинаются все наши дальнейшие желания.

Воздух (вайю) = Желания (кама)
Желания связаны с ваю-таттвой. Вайю, воздух — это движение. На санскрите желания также называются kaamna. Наши всевозможные страсти и желания формируются вайю-таттвой, элементом воздуха. Этот мир, в котором так много разнообразия, существует для удовлетворения желаний. Без тенденции желать нас бы вообще не было здесь. Желание само по себе не есть что-то плохое, без сильного желания жить мы не могли бы даже дышать, и жизнь потеряла бы смысл.

Огонь (агни) = Гнев (кродха)
Итак, мы существуем (акаша), желаем (вайю), и далее стремимся исполнить наши желания (агни). Способность прилагать усилия и преобразовывать текущее состояние в желаемое — реализуется благодаря элементу огня, агни-таттве.

Для реализации требуется энергия, усилия,  и эта энергия — огонь. Однако до достижения цели должно пройти некоторое время. Желание исполняется не сразу, как только мы чего-то пожелали. Когда мы пытаемся привести явление в движение, что-то осуществить, но нам никак это не удается, или же занимает больше времени, чем мы думали, — тогда мы испытываем гнев. Гнев возникает и когда кто-то (что-то) становится препятствием на пути исполнения нашего желания. Таков природный механизм ответной реакции. Сам по себе гнев не плохой, это естественная функция. Без этой функции мы не ощутили бы, что движение к исполнению желания затруднено.

Например, если мы выполняем больше работы, чем способно выдержать наше тело, то, естественно, чувствуем усталость и утомление. Это телесный механизм обратной связи, индикатор того, что пришло время для отдыха. Без этого механизма мы могли бы умереть от непрерывной работы.

Также гнев сигнализирует, что возникли помехи на пути удовлетворения наших желаний, и что нужно что-то с этим делать. То, какие действия мы для этого предпримем — это отдельная тема. Нет ничего хорошего в гневе, который причиняет другим вред, наносит им ущерб. Но сама по себе функция гнева не несет ответственности за такие действия. К разрушительным действиям приводит отсутствие у нас подходящего решения. Гнев — просто выражение (экспрессия).

При правильном понимании мы воспримем появление гнева как сигнал, что пришло время скорректировать путь к достижению цели, устранить препятствия или найти окружные пути. Когда же путь неясен,  гнев пытается уничтожить причину препятствий. При слабом понимании мы склонны создавать ещё больше разрушений и — сами того не желая — ещё больше проблем себе и другим.

В этом мире ничто не случается сразу. Каждое действие или процесс заключены в определенные временные рамки. Так, если нам хочется прямо сейчас съесть яблоко, кто-то другой должен был спланировать это много лет назад и сначала эту яблоню вырастить.

Вода (джала) = Жадность (лобха)
Итак, мы существуем (акаша), желаем (вайю), прилагаем усилия (агни), и далее — тенденция накапливать, собирать, хранить, аккумулировать — возникают в силу джала-таттвы (первоэлемента воды). Это связано с жадностью (lobha).

Так же, как и гнев, природная жадность сама по себе не является плохим качеством, как нередко однозначно считается. Без качества жадности мы не могли бы планировать, делать запасы на будущее, и поэтому не имели бы доступа к желанным объектам в случае действительной необходимости. В этом смысле нет ничего плохого в жадности или склонности накапливать для будущего. Без жадности мы не смогли бы заниматься, например, строительством домов, сельскохозяйственными работами, хранением продуктов на случай стихийных бедствий и т.д.

Жадность превращается в одержимость из-за недоступности тех или иных объектов и из-за нестабильности внешних (культурных) условий. Когда у человека нет уверенности в возможности получить нужный продукт или услуги в нужное время, он начинает накапливать больше необходимого. Неопределенность создает ощущение: «кто знает, когда мне это может понадобиться». И такое положение дел уже настолько просочилось в культуру, что мы потеряли из виду, почему изначально начали что-то собирать и накапливать.

Земля (притхви) = Привязанность (моха)
Теперь, чтобы воспользоваться желанным объектом, мы должны с ним соединиться, войти в контакт. Чувство природного притяжения, которое возникает во время контакта с людьми (или вещами), это moha.

Итак, мы существуем в силу элемента пространства, желаем в силу элемента воздуха, прилагаем усилия в силу элемента огня, накапливаем в силу элемента воды, и чувствуем притяжение из-за элемента земли.

Без существования притяжения, нас не влекло бы к желанным объектам. Моха — это чувство очарования, увлечения, притягательности в отношении другого человека (или вещи). Без нее не возникало бы взаимоотношений. У родителей есть моха (привязанность, притяжение) к ребёнку. У возлюбленных есть притяжение друг к другу. Связывает притяжение и друзей. Благодаря мохе нам нравится вступать в контакт, соединяться друг с другом. Мы хотим жить вместе с другими, среди любимых людей, и это даёт нам ощущение счастья.

Но если наше желание совместной жизни или сотрудничества возникает по иным причинам, нежели любовь, привязанность или притяжение, то это загрязняет моху. Например, из-за различных страхов и неуверенности люди объединяются в группы, желая защититься от других групп. Такого рода объединения людей нельзя назвать здоровыми для общества.

Также многие люди иногда вступают в отношения не по любви, не из-за взаимной привлекательности теми или иными качествами друг друга, но из-за социального давления, корыстного интереса или иных причин. Такого рода привязанность вредоносна и обременительна для партнеров и загрязняет отношения.

Когда чувство привязанности, притяжения исчезает, мы должны рассматривать это как знак, что пришло время расставаться. Если же, несмотря на это, продолжать оставаться вместе, то привязанность может обернуться сильными страданиями.

Есть ещё один вид страданий — когда нам хочется быть рядом с человеком определенных качеств, но такого человека нет в нашей жизни. Следует отметить, что данное страдание вызвано не привязанностью как таковой, а именно недоступностью желанного объекта.

Без притяжения и привязанности жизнь кажется лишенной смысла, ведь сознание проявляет себя в разных человеческих существах, в том числе и для опыта счастья от взаимоотношений.

Таковы пять функций пяти элементов: мада, кама, кродха, лобха и моха. Все эти функции необходимы для достижения цели человеческой жизни и вовсе не являются недостатками. Однако бывает, что эти особые функции становятся аномалиями человеческой личности. Это происходит вследствие неблагополучия внешней (культурной) среды. Как это происходит, мы расскажем ниже.

Пять отклонений в человеческой личности

Каковы пять главных отклонений человеческой личности? Это тщеславие, ненависть, зависть, воровство и рабство. Попробуем понять, как и почему эти отклонения возникают.

Пространство (акаша) = чувство собственного достоинства или тщеславие/самоуничижение
Элемент пространства связан с нашим эго или самооценкой. В благоприятных обстоятельствах, в хорошем социальном окружении каждый человек может найти свою истинную ценность, что даёт ему чувство собственного достоинства (swabhimaan). Каждый достоин уважения как человек, но при этом роли и обязанности распределяются в соответствии с индивидуальными интересами и возможностями. Место, занимаемое человеком в обществе, называется его maan (уважение, оценка, достоинство).

К моменту завершения образования ребенок уже должен понимать свое место и свою роль в обществе. Иначе его чувство собственного достоинства, ценность не формируется надлежащим образом, что ведёт к развитию в нем тщеславия или самомнения (dambha). Это сродни интоксикации, порождаемой эгоизмом. Чувство собственного достоинства редко бывает адекватным при таких внешних обстоятельствах, где к одним людям относятся более благосклонно, чем к другим, где отсутствует равенство между людьми. По мере получения опыта, при котором человек снова и снова  ощущает, что он выше или ниже других, его самооценка искажается. На уровне элемента пространства происходит расширение или сжатие, и именно поэтому мы чувствуем себя зажатыми, когда ощущаем свою неполноценность, и напыщенными («раздутыми»), когда ощущаем своё превосходство.

Воздух (вайю) = любовь или ненависть
Из элемента воздуха формируются наши желания. В такой культурной системе, где желания каждого человека своевременно удовлетворяются, ощущение любви (prem) развивается естественным образом. При жизни в хорошо спроектированной системе, где результат наших усилий гарантирован, мы всегда полны надежд и доверяем друг другу, стремимся поддерживать, заботиться и ценить друг друга. Но при многократном столкновении с негативными переживаниями, доверие и надежда постепенно утрачиваются. Когда наши желания не исполняются, когда на пути их реализации возникают препятствия, тогда элемент вайю формирует чувство dvesha.

Двеша — это злоба, ненависть, вражда или отвращение к тем, кого мы считаем за это ответственными. То, что кто-то может удовлетворить свои желания, а мы лишены доступа к желанным объектам — разделяет нас, создаёт различение. Такова ненависть: загрязненное состояние элемента воздуха, приводящее к ухудшению отношений и отдалению людей друг от друга.

Огонь (агни) = сотрудничество или зависть
Благодаря элементу огня мы совершаем действия для реализации своих желаний. В хорошо спроектированной и справедливой общественной системе желания людей исполняются своевременно и люди чувствуют поддержку со стороны общества. Это способствует всестороннему сотрудничеству (sahyogita). Конечно, мы должны прикладывать некоторые усилия, но эти усилия минимальные, оправданные, в рамках сотрудничества и приносят соответствующие результаты.

Если же мы живём в несправедливом обществе, где наши желания не исполняются даже после значительных усилий и времени, мы проявляем гнев. А если при этом кто-то наслаждается теми удовольствиями, которых хотим и мы, то мы ощущаем зависть или ревность (irshya). Причина зависти в том, что мы чувствуем, что тоже заслуживаем этих удовольствий, однако нам они недоступны. В сердце возникает жжение, что связано с загрязнением агни-таттвы.

Вода (джала) = хороший менеджмент или накопительство и воровство
Элемент воды связан с процессом накопления. При проживании в благоприятных социально-экономических и политических условиях, эта тенденция накапливать — не что иное как хороший менеджмент (prabandh) потребностей и желаний человека. Мы по природе склонны так устраивать свою жизнь, чтобы наши желания могли исполняться своевременно и в сотрудничестве с другими. При плохих социальных условиях у людей есть неуверенность в завтрашнем дне, результаты их действий не всегда предсказуемы, многое происходит хаотично. Потому люди начинают соперничать и конкурировать. Каждый борется сам за себя. И многие начинают заниматься накопительством, становясь чрезмерно жадными и одержимыми.

Подобные навязчивые идеи являются результатом загрязненной джала-таттвы. Когда производства товаров и услуг недостаточно для всех, лишь немногие получают к ним доступ. Не получая желаемого внутри жестких конкурентных рамок, человек прибегает к воровству (dasyuta). Некоторые люди пользуются незаконными методами, такими как ограбление, спекуляция, коррупция и т.д.

Земля (притхви) = независимость/свобода или рабство
Элемент земли связан с притяжением. В хорошей культурной системе люди устанавливают связи друг с другом, потому что им нравится быть вместе. Они не вовлекаются в отношения по каким-либо другим скрытым мотивам и каждый чувствует свою независимость (swatantrata). Это чувство свободы является ключом к плодотворным отношениям. В условиях плохой социально-экономической ситуации некоторые люди получают привилегированные должности, а другие должны подчиняться им. Вместо равенства, между людьми возникают отношения хозяин-раб. Такое рабство — результат плохого проектирования совместного существования людей. Рабство (daasta) является результатом загрязненного состояния элемента земли. При этом люди теряют надежду и чувствуют подавленность жизнью.

Итак, постепенно людям начинает казаться, что зло присуще дизайну Творения. И они не замечают, что эти отклонения вовсе не являются природными, но вызваны отсутствием хорошего проектирования нашей культурной системы. Люди, лучше понимающие жизнь, могут избегать негативного поведения. Тем не менее, при существующей системе и они страдают, например, из-за недостатка средств к существованию. Они не склонны к борьбе, конкуренции или эксплуатации других, но это не гарантирует им свободы от жизненных проблем и лишений.

Становление высокоморальным человеком не решит полностью современного положения дел в мире. Решить его поможет разработка системы совместного существования людей, при которой права и возможности всех будут равны, и лучшие желания всех людей будут удовлетворены.

*Из книги «The Only Solution»,
Перевод с английского Юлия Верба (с)

Добавить комментарий